Ткачество

Здравствуйте, дорогие друзья и читатели! Достоверно известно, что ремесло по производству тканей, то есть, ткачество зародилось  еще в каменном веке. Результаты археологических исследований показали, что ткацкие изделия того времени выполнялись из травы, полосок кожи и жил различных животных. Около 5000 лет до нашей эры появилось первое примитивное приспособление для производства ткани. Считается, что произошло это на территории Азии, ибо именно там обнаружили археологи первый ткацкий станок.

Виды ткачества

До начала XX века ткачество было самым приоритетным домашним занятием многих народов России и их соседей. Почти все  виды тканого полотна создавались на ручном деревянном станке. Основным сырьем служили волокна льна и конопли, козья и овечья шерсть. Иногда ткань производилась из завозимых из азиатских стран хлопковых и шелковых нитей. В то время русские мастерицы уже полностью владели разнообразными техниками ткачества, а многие из них научились создавать узоры, которые представляли собой простые геометрические фигуры и линии. Однако для этого требовалось особое мастерство, ибо создание узоров было  весьма трудоемким приемом украшения полотна. И создать изделие, украшенное сложным узором, могла далеко не каждая хозяйка.

Полотняное переплетение и закладная техника

Наиболее простой вид  ткацкого переплетения -  полотняный. Он использовался  во все времена при создании ткани для полотенец и нательного белья. Также одной из наиболее древних является техника закладного ткачества. При этом методе переплетения прокладка нитей производится не по всей ширине ткани, а только на некоторых ее участках.

Закладное ткачество представляло собой орнамент, состоящий из простых геометрических фигур. Их выполняли путем комбинирования разноцветных нитей: льняных, шерстяных и хлопковых. Этот сложный, трудоемкий процесс позволял получить гладкое полотно, одинаковое с обеих сторон. Интересно, что закладным ткачеством пользовались при работе на горизонтальных и вертикальных ручных станках.

Браное ткачество

Браное ткачество было известно на Руси еще до нашествия татаро-манголов. От закладного ткачества оно отличается рельефной фактурой полотна. Эта техника предполагает использование специального прутка или дощечки, так называемой, бральницы. Она помогала выбирать из основы часть нитей, делая дополнительный зев. В итоге получался узор, который налагался сверху фона то с изнаночной, то с лицевой стороны. Поэтому рисунок на поверхности браных скатертей и полотенец с изнаночной стороны выглядит как негатив. Основной фон вытканного узора чаще всего был горизонтальным,  красного или синего цвета. Но в ряде регионов изделия могли быть  одного цвета, а узор выделялся толщиной нитей и игрой светотеней.

Выборная техника

Уже само название метода свидетельствует о похожести такого ткачества на браное. Для его создания также нужна специальная дощечка или пруток. Однако выборная техника отличается от браной тем, что здесь уток не прокидывается от кромки к кромке. Узор создается отдельными частями, отчего ткань становится многоцветной и рельефной. Тем не менее, изнаночная и лицевая сторона также выглядят как негатив друг друга.

Переборное ручное ткачество

Эта техника широко распространена в белорусском и украинском  творчестве. По внешнему виду  изделия похожи на выполненные методом выборного ткачества, но технология изготовления совершенно разная. Здесь нет никакой бральницы, зато больше ремизок в станке, в которые попадают нити основы. Есть два способа «переборов». Чтобы получить двухсторонний орнамент рисунка, используется один узорный уток, а для получения многоцветного  рисунка используется два или более утков. Переборное ткачество менее трудоемко по сравнению с браным или выборным ткачеством.

Ажурное ткачество

К концу XIX века наиболее популярным стало ажурное ткачество, благодаря которому создавался удивительно красивый орнамент. Особенно оно было распространено в районах Русского Севера. Ажурный узор с оригинальным переплетением и перевивкой представлял собой сквозные просветы с чередующимися рисунками. Такое ткачество в основном применялось при создании занавесок и скатертей.

Ремизное ткачество

Самой распространенной техникой при изготовлении ткани на горизонтальном ткацком станке является ремизная техника. Здесь цветные нити чередуются в определенном порядке, что позволяет создавать всевозможные узоры с простыми геометрическими линиями. Важно, что полученный орнамент мог быть самым разнообразным по своей цветовой гамме. Данная техника чаще всего использовалась для украшения полотенец, скатертей и нижних женских юбок.

Наиболее простым видом ремизной техники мастера считают пестроткань или пестрядь. Это полосатые или клетчатые рисунки, в которых основными цветами были красные, синие и белые, с редким добавлением желтых и зеленых оттенков. Такие полотна шли на изготовление передников, рубах, сарафанов и покрывал.

Более сложным и трудоемким видом ремизной техники является клетчатина, рисунок которой был четкой геометрической формы. Узор клетчатины создавался мелким уточным настилом, который налагался поверх гладкого полотна. Вытканные изображения были разнообразными, что видно из дошедших до нас названий: «денежки», «круги», «пряники», «огурцы» или «решеточки».

Следует отметить, что наиболее искусные мастерицы в своем творчестве объединяли сразу несколько техник ткачества. И это несмотря на всю примитивность устройств для ткачества.

С уважением,  Александр Гончаров

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

1 комментарий Ткачество

  • Александр сказал:

    Ткачество отличная идея для собственного бизнеса. Вещи получаются красивые, по этому и спрос на них должен быть хороший.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишись на обновления сайта! Получай новые статьи на почту

Новости заработка

SEO sprint - Всё для максимальной раскрутки!

Счетчики

www.work-zilla.com