Зардози: великолепие и величие в вышивке
Здравствуйте, дорогие друзья и посетители сайта! Сегодня я хочу рассказать о древнейшем виде вышивки, который зародился в Персии и называется Зардози. Дословный перевод с персидского означает — вышивка золотом (зар – золото, дози – вышивка), Сейчас этот вид рукоделия более всего получил распространение в Индии и Пакистане. Несмотря на то, что говорить сегодня мы будем о вышивке, я приглашаю прочесть эту статью … мужчин. Дело в том, что такой вышивкой занимаются только мужчины.
Немного истории
В Индии считают, что здесь техника зардози была известна еще тогда, когда составлялась «Ригведа», а это было около 1700—1100 годов до нашей эры. Наибольший расцвет искусства вышивки приходится на период правления императора Акбара, являющегося представителем династии Великих Моголов. С того времени больше всего ценится вышивка зардози, служащая украшением одежды, императорских покоев, покрывал слонов и лошадей, оружия, стен. Также золотой вышивкой зардози были украшены одежды императора и наряды всей его семьи, а также паланкины.
Орнаментальные и цветочные мотивы
Самые распространенные в этом виде вышивания — цветочные мотивы. Мастерами с помощью золотых и серебряных нитей создавались изумительные изображения цветов. Наибольшее великолепие вышивке придавало использование драгоценных камней и жемчуга. Использующиеся в вышивке зардози орнаменты отличаются особой сложностью, поэтому чтобы их выполнять необходимо мастерство и большое терпение. Произведения в технике зардози создаются преимущественно на таких материалах как бархат, парча или шелк.
Сейчас вместо золотых и серебряных нитей в такой вышивке часто применяют разноцветные металлические нити, а драгоценные камни и жемчуг заменяют бусинами и стразами. Стоимость этих материалов значительно ниже, а готовая работа смотрится все также ярко и празднично. Сейчас вышивка зардози чаще всего встречается на свадебных нарядах индийских невест. Так, на юге Индии изготавливаются наиболее дорогие канчипурамские сари из шелка, которые украшаются золотой нитью.
Мастера и их изделия
Также, в рассматриваемой технике вышивки создают восхитительные картины, украшают занавески, скатерти, сумки и многое другое. Перед началом вышивания картины мастера переносят понравившийся рисунок на кальку. Потом его пришивают к ткани и обозначают контуры рисунка. Перенесенное изображение вышивают серебряными, золотыми или просто металлическими нитями, а для украшения используют аметисты, изумруды, нефриты, сапфиры или же сравнительно дешевые стразы. Сейчас вышивка зардози невероятно популярна в индустрии моды.
В истории развития вышивки зардози есть имя великого мастера, который известен всем мастерам этого вида вышивки и истинным любителям прекрасного. Звали этого мастера Шамсуддин, а жил он в индийском городе Агра. Его владение искусством зардози было верхом совершенства, им были созданы потрясающе красивые картины. Вместе с тем Шамсуддин является автором собственной уникальнейшей техники вышивания. Созданные в этой технике картины, отличаются своей реалистичностью и объемностью.
Вот мы и познакомились с удивительнейшим искусством вышивания в технике зардози. Обязательно поделитесь новостью с друзьями в социальных сетях и не забудьте оставить свои комментарии.
С уважением, Александр Гончаров
Как красиво смотрится. Думаю, если рукодельницы такому обучатся, отбоя от заказчиков не будет.
Да, очень красивая техника вышивания, но и очень затратная и трудоемкая. Такие вещи могут делать только истинные мастера.
Красивые картины получились.
Да, руки мастера способны творить настоящую красоту!
Морской пейзаж с парусником зачаровывает. Пенистые волны волнующегося моря и летящий навстречу мечте парусник завораживают и гипнотизируют. Яркие звезды служат надежным ориентиром. Лунный свет, прекрасно переданный художником, торжественно освещает мощь и красоту морской стихии, и подчеркивает величие корабля. Подгоняемый попутным ветром, парусник уверенно рассекает волны на пути к заветной мечте.
Спасибо за внимание к моему сайту и столь лирический комментарий. Но лучше, конечно, комментировать статью, а не что-то отвлеченное.